Паскаль таблица пифагора

Процесс взаимодействия пользователя с ПК включает процедуры ввода данных. Понятие алгоритма является центральным понятием информатики. Совокупность устройств для автоматической обработки информации называют вычислительной техникой. Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра. Хейзинга еще раз При составлении программ ранее использовались переменные. Для каждой переменной компьютер отводит ячейку памяти обращение к которой выполняется по имени переменной. Недостатком такого способа написания программ — при работе с большим количеством данных пришлось бы выделять большое количество переменных. Зачастую работа с одним типом данных проводится по одному принципу меняется лишь числовое значение. Гораздо легче данные одного типа обозначать одной переменной меняя лишь номер ячейки в которой хранится значения. Такая организация данным называется массив. Массивом называется упорядоченная последовательность величин, обозначенная одним именем. В языках программирования массивы могут быть одномерные и двухмерные. Если в одномерном массиве указывается имя и номер ячейки, то в двух мерном указывается имя, номер строки и номер столбца, на котором он расположен. Чтобы получить доступ к ячейкам необходимо указать имя массива и его индекс. Один — для одномерного массива и два для двухмерного. Под массивы, также как и под переменные, машина должна выделять память. Если для переменной машина выделяет одну ячейку памяти, то для массива машина резервирует память сразу под весь массив. Для этого компьютеру необходимо указать, сколько памяти, сколько ячеек необходимо зарезервировать, т. Массив - это упорядоченная структура однотипных данных, хранящая их последовательно. Доступ к элементу массива осуществляется через его индекс. Диапазоны индексов представляют собой один или несколько диапазонов, перечисленные через запятую. В качестве диапазонов индексов нельзя использовать диапазоны с базовым типом Longint. Играет роль только суммарный объем данных в программе. В стандартном режиме работы Турбо Паскаля этот объем ограничен размерами сегмента, т. Целиком над массивами допускается применение только операции присваивания массивов подмассивов одинаковых типов. Остальные операции должны выполняться поэлементно. ПРИМЕР: Вычисление значения многочлена степени N, коэффициенты которого находятся в массиве A в точке X по схеме Горнера. Массив еще раз В программировании даже при написании самых простых программ возникает необходимость в большом количестве переменных. Обычно они разные по типам и по использованию, но бывают ситуации, когда эти переменные одинаковы их необходимо очень большое количество. Для того, чтобы Вы лучше поняли, я приведу простой пример. Давайте представим работу такой программы, как нахождение среднего арифметического среди 100 чисел. Что нам понадобиться для написания такой программы? Для хранения 100 чисел мы должны использовать 100 переменных. Описать их можно, скажем, следующим образом: var n1,n2,n3,n4,n5, n6,n7. Вот здесь и возникает понятие массивов. Массив - это на самом деле одна переменная, но она содержит в себе большое количество отдельных элементов, того типа, который определит программист, и столько, сколько он захочет. При этом размер массива несколько ограничен. Что заведя переменную-массив мы как бы создаем цепочку переменных. После чего мы можем обратиться к любому элементу этой цепочки: прочитать его, изменить, сделать с ним все, что можно сделать с обычной переменной. Массив из переменных типа Char. Посмотрите, мы заводим всего одну переменную, после чего можем обратиться к любому ее символу, изменить его, прочитать и т. Однако предупрежу, String - это всеже не массив. Просто этот тип очень подходит для примера. Также мы можем создать цепочку из чисел, из символов, да и вообще из чего угодно. Сегодня мы разберем создание массивов из чисел, а далее по ходу рассылки разберемся и с другими типами массивов. Создание описание массивов Итак, мы решили создать использовать в своей программе массив из чисел. Для примера возьмем ту программу, которую я придумал в описании понятия массива: найти среднее арифметическое среди 100 чисел. Массив - это переменная и как все переменные описывается в разделе var программы. Описание переменной - массива состоит из: Имени переменной; Служебного слова Arrayозначающего "массив"; Описания размера массива в нашем случае 100 чисел. Внутри пишется сам диапазон, в виде двух чисел, разделенных двоeточием: начало. Он вам понадобиться в дальнейшем, так как с первого раза не все его запоминают. Теперь в программе можно обратиться к любому элементу этого массива - от 1 до 100. Делается это посредством указания имени переменной с номером элемента в квадратных скобках. Думаю, из примера видно, что с отдельным элементом массива можно делать все, что с любой переменной. Ну а теперь давайте всеже напишем нашу программу. Здесь я использую новую функцию Randomдумаю, она вам не знакома. Функция Random A: Integer. Данная функция возвращает от своей работы случайное число. Что значит "случайное число"? Это значит, что функция возвращает от своей работы какое-то число, каждый раз новое. В качестве параметра задается максимальное значение случайного числа, иначе говоря функция не возвратит число большего диапазона. Для того, чтобы использовать эту функцию, необходимо включить так говорят, однако мне нравиться больше "инициализировать" - на включение это мало похоже датчик случайных чисел. Тогда функция начнет нормально работать и возвращать действительно случайные значения. Инициализация датчика случайных чисел ДСЧ происходит вызовом процедуры Randomize. Вы видите ее перед циклом. Теперь посмотрите, как я использую эту функцию в программе. Дело в том, что вводить с клавиатуры 100 чисел не так уж и приятно, верно? Вот я и заполняю массив случайными числами. Диапазон до 500 вполне здесь подходит, числа будут не очень большие, но и не очень маленькие. При этом я циклом изменяю значение массива и с помощью переменной I пробегаюсь по всем его элементам, заполняя их случайными числами. Этот пример хорошо демонстрирует создание массива и доступ к его элементам. Ну а теперь давайте напишем еще одну программу, демонстрирующую работу с массивом. На сей раз мы уже коснемся одного из множества алгоритмов по обработке массивов, а именно алгоритма поиска максимального числа. Итак, давайте заведем массив. Вводить его будем с клавиатуры, поэтому давайте не будем делать его слишком большим, а ограничимся, скажем, десятью элементами. После этого мы составим алгоритм, находящий максимальное число среди введенных чисел и выведем его на экран. Алгоритм работы этой программы очень и очень прост. Среди введенных чисел мы находим максимальное следующим образом: Сначала за максимальное принимается первое число; После оно сравнивается со всеми оставшимися числами, при этом: Если следующий элемент больше принятого за максимум переменная Maxто оно принимается за максимум. После сравнения всех элементов в конце концов остается одно число, которое больше всех в массиве. Надеюсь, это не сложно. Если вы не поняли работы этого алгоритма, то задумайтесь получше, перепишите программу и поэкспериментируйте. В дальнейшем таких алгоритмов будет множество. В большинстве своем они простые, но есть и довольно и даже очень! Без понимания таких простеньких на первых порах алгоритмов невозможно усвоить серьезные. Сегодня я продолжаю тему массивов. Останавливаться пока, я считаю рано - во-первых, массивы как таковые очень часто используются в программировании, во-вторых, мы еще не прошли все возможности, связанные с массивами. Одна из такие возможностей - пожалуй, самая главная, это создание многомерных массивов. Многомерность означает, что массив содержит не только элементы, упорядоченные один за другим в строку: 1 2 3 4 5но и дополнительные элементы - например, помимо строк массив имеет и столбцы: 1 2 3 4 5 2 4 6 8 10 3 6 9 12 15 4 8 12 16 18 5 10 15 20 25 Чаще всего среди многомерных массивов используются двухмерные массивы, пример которого вы и можете видеть выше. Двухмерный - значит измеряющийся двумя индексами. Здесь первым индеском служит строка, сторым - столбец. Как описываются такие массивы и где применяются я покажу немножко ниже, а пока давайте разберем, как поисходит эта самая индексация по номерам строк и символов в них столбцов. К примеру, имеем вышеописанный массив - таблица Пифагора то 1го до 5ти. Как мы можем обратиться к элементу, который находится в строке 5, столбце 3 число 15? Вот и всплывает упомянутое выше измерение двумя индеками. Мы так и поступим: в качестве первого индекса укажем номер строки, в качестве второго - столбец. Более конкретные примеры использования см. А теперь давайте разберемся, как же такие массивы создаются в программе. Создание 2х мерных массивов Создать такой массив не сложнее, чем одномерный. Сначала указывается количество строк, после - через запятую - количество столбцов. Для начала напишем маленькую программу, которая будет создавать массив и записывать в него таблицу умножения, после чего распечатывать ее на экран. Теперь нажмите любую клавишу. Видите, происходит сдвиг огней? Как же Огонек бежит по кругу?

См. также